пятница, 12 января 2018 г.

"Организация сетевого взаимодействия с использованием возможностей блогов педагогических работников"

Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать.

  Академик В.М. Глушков



24 июня 2013 в нашей стране была утверждена Концепция информатизации Республики Беларусь на период до 2020 года. Основные цели Концепции:
 - создание равных возможностей получения образовательных услуг вне зависимости от места проживания и обучения с использованием ИКТ (информационно-коммуникационные технологии);
 - формирование личности, адаптированной к жизни в современном обществе.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:
 - обеспечение доступности качественных образовательных ресурсов и услуг;
-эффективное вовлечение в образовательный процесс средств информатизации, как в учреждении образования, так и дома;
- развитие у обучающихся мотивации к получению знаний, непрерывному самообразованию посредством использования современных ИКТ.
Для решения поставленных в Концепции задач учреждениями образования формируется информационно-образовательное пространство. Это пространство, предназначенное для обеспечения взаимодействия между участниками образовательного процесса посредством ИКТ.
Внедрение Интернета в систему образования показали его огромные возможности для ее развития.
Вместе с тем существует ряд трудностей из-за отсутствия подготовки педагога к использованию современных информационных ресурсов,  что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт. Используется Интернет больше в развлекательных целях, чем в целях  взаимодействия с коллегами по интересующим проблемам, причем взаимодействие не только с педагогами, но и со специалистами предприятий и организаций по профилю подготовки кадров в учебном заведении.
Целью сетевого взаимодействия является обеспечение подготовки педагогов для их дальнейшего профессионального роста, позволяющего активно использовать информационно-коммуникационные технологии. Для достижения цели  сетевого методического взаимодействия необходимо, в первую очередь, сформировать у педагогов навыки общения и обмена опытом с коллегами посредством Интернета, расширить их знания в сфере использования информационных ресурсов.
Изучая материалы коллег, размещенные в сети, педагог невольно повышает и свою квалификацию, ориентируется в тенденциях развития современного образования. Причем, существенно снижаются временные и финансовые затраты на изучение опыта. С другой стороны, педагоги, размещающие свои материалы в сети, тщательно готовят их, становясь при этом исследователями собственного педагогического опыта. Таким образом, и те и другие, взаимодействуя, невольно повышают свой профессиональный уровень.
При сетевом взаимодействии идёт диалог между педагогами, происходит обмен опытом, и отражаются процессы, которые происходят в образовании. Именно через сетевое взаимодействие можно увидеть уровень собственного опыта и, конечно, дополнить его чем-то новым, эффективным.
Сетевое взаимодействие - это одна из новых форм повышения профессионального уровня педагога, и наиболее продуктивная по сравнению с традиционными. Это потому, что создаются группы не по необходимости, а по интересам, стремлениям и желаниям. Из коллег, которые стремятся искать, находить и реализовывать свой профессиональный потенциал, пересматривать, анализировать накопленный опыт и двигаться вперед, вооружившись новыми идеями, знаниями и вдохновениями.
В работе по организации сетевого взаимодействия нами были опробованы следующие  варианты его организации:
- Через создание персонального сайта педагога.
- Через использование социальных сетей.
- Через создание персональных блогов педагогов.
Одним из современных явлений в Интернете являются блоги, поэтому вкратце остановимся на них.
Блог – веб-сайт, содержимое которого формируется через регулярно обновляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Главная особенность блогов заключается в общении между посетителями и автором. Блог легко создается, а возможность заполнения с мобильных устройств делают его доступным.
Такие понятия, как блог, блогер, блогосфера все чаще находят отражение в образовательном процессе. Людей, ведущих блог, называют блогерами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. Блог является одной из новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса. Инновационный потенциал деятельности по использованию блогов в образовании чрезвычайно высок. Блоги, особенно профессиональные, учительские, сравнительно новое явление в среде педагогов. Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога.
Выделяются следующие виды блогов:
Личный блог педагога – блог, содержащий информацию для обучающихся (родителей), возможность ее обсуждения, получение консультаций через Интернет. Также может содержать информацию и для других педагогов (методические разработки уроков), ссылки на учебные материалы, образовательные ресурсы, интернет олимпиады.
Блоги методических объединений – служат для организации работы методических объединений в рамках определенного учреждения образования.
Блоги проекта – создаются для отображения работы над определенным проектом (задачей).
Блог учебной группы  – место для общения, сотрудничества родителей, учащихся, педагогов в рамках одной группы.
С 2015-2016 учебного года в рамках Республиканского эксперимента в нашем лицее проводилась экспериментальная деятельность по теме: «Апробация образовательных блогов как средства обобщения и распространения положительного педагогического опыта».

В результате проведенной экспериментальной работы:
Разработаны блоги и активно используются уже на протяжении более двух лет у 21 % педагогических работников лицея. Еще 18 % педагогов лицея находятся на стадии апробации данного средства организации сетевого взаимодействия. В ходе работы над проектом было налажено функционирование шести блогов, сотрудничество с педагогами и специалистами, организовано сетевое взаимодействие педагогов.
В процессе эксперимента нами созданы блоги на двух площадках: Blogger и Multiurok.
Blogger
Google Blogger— известный сервис для ведения блога, который также включает всебя множество различных опций.
Плюсы данной площадки:
- Прост и удобен в обращении, начать вести блог на нём не просто, а очень просто. От нажатия кнопки «зарегистрироваться» до первого сообщения у вас уйдёт не больше минуты.
- Также вы можете легко вставлять мультимедийный контент.
- Этот блог действительно можно хорошо настроить под себя.
- Дает очень много возможностей для настройки дизайна. Фактически – конструктор сайта. Вы можете выбирать из большого количества готовых дизайнов, менять блоги.
Минусы:
- Отсутствует какая-либо систематическая читательская аудитория. Там нет сообществ, друзей, групп и т.д.
- При работе на площадке Blogger нет возможности на бесплатной основе индексировать материалы, что затрудняет поиск данного опыта работы педагога.

Рассмотрим примеры созданных нами блогов.
 Мы предлагаем следующую структуру блога на данной площадке:
- главная страница;
- об авторе;
- фотоальбом.
На главной странице в хронологическом порядке размещаются записи блогера с отображением количества комментариев каждого сообщения.
На странице Автор обычно располагается фото, краткие сведения об блогере.
Имеется возможность использовать навигационные элементы. Для удобства поиска информации по блогу к каждому посту может быть прикреплен ярлык. Автоматически создается «облако тэгов» и архив блога, в котором систематизирована вся информация автора.
Блогер может размещать на своей странице информацию различного содержания: текстовые материалы, тесты, сценарии, презентации, а также в блоге возможно размещение фотоальбомов и мультимедийных материалов.
Для отслеживания количества посетителей на блоге установлен счетчик просмотра страницы. Как видно на слайде, пользователей больше интересует информация профессионального содержания – более 7 000 просмотров на блогах «Повар-специалист» и «Инфоблог».
Около 5 000 раз посещали белорусскоязычную страницу блога «Палясянка».
Чтобы повысить рейтинг и определить, какие методические материалы пользуются наибольшей популярностью, в блоге ведутся статистические наблюдения с подсчетом количества просмотров и комментариев.
Одним из критериев оценки эффективности блогов является возможность обратной связи с автором блога. Для этого на площадке вы можете использовать форму обратной связи, которая привязана к вашей электронной почте.
Данную площадку (Блоггер) можно рекомендовать к использованию педагогами для обобщения и распространения положительного педагогического опыта. Но надеяться на большую целевую аудиторию не стоит.
С другой стороны, на данной площадке есть возможность организации сетевого взаимодействия и международного сотрудничества с блогерами разных стран, но она используется не в полной мере.
Как видно на слайде, читателями наших блогов являются педагоги не только нашей страны, но и дальнего зарубежья - США, Кения, Казахстан и др. Но в активное обсуждение материалов они не вступают, хотя для отслеживания географии пользователей имеется отдельная страница «Обзор статистики», где учитываются данные просмотров и посещений страницы по периодам.
Также на блоге имеется вкладка список чтения, на которой располагается перечень читаемых автором блогов, составленный в алфавитном порядке.
Приглашаем к сотрудничеству на страницах наших блогов на площадке Блоггер.

Multiurok
Вторая площадка, которую мы рекомендуем к использованию- МУЛЬТИУРОК.
Проект МУЛЬТИУРОК - это современная социальная сеть работников образования.
МУЛЬТИУРОК – образовательная площадка, на которой каждый педагог может бесплатно получить собственный сайт, делиться опытом, общаться и удобно следить за интересными публикациями своих коллег.
На данный момент в проекте МУЛЬТИУРОК зарегистрировано более 80000 учителей и опубликовано более 150000 работ. Причем, на сайте организован удобный поиск, что позволит Вам найти своих знакомых коллег или нужные Вам для работы материалы.
Также на этой площадке есть возможность участвовать в вебинарах, олимпиадах, конкурсах.
Рассмотрим примеры созданных нами блогов. На данной площадке нет возможности добавлять закладки. Нам предлагается следующая структура:
- Обо мне;
- Блог;
- Файлы;
- Галерея;
- Активность;
- Награды.
На Главной странице размещается обычно фото, личные данные и краткая информация об авторе блога.
А также отображается рейтинг блогера в данной блогосфере и место среди участников данной площадки.
На странице подписчики размещается перечень пользователей блога в хронологическом порядке в зависимости от времени посещения сайта. Как видно на слайде, подписчиками являются не только учителя, но и другие педагогические работники системы образования.
На данном слайде показаны сайты некоторых блогеров, с которыми происходит сетевое взаимодействие. Из географии пользователей представлен Новополоцк (Беларусь), Смоленск (Россия), Караганда (Казахстан), Кривой Рог (Украина).
На вкладке Блог размещаются материалы различного содержания. Здесь можно ознакомиться с краткой аннотацией предложенных материалов и оставить свои комментарии.
На вкладке Файлы  есть возможность просмотреть содержимое документов и при возникшей заинтересованности скачать предложенные методические материалы, оставить свои комментарии.
Также имеется возможность использовать навигационные элементы. Для удобства поиска информации по блогу к каждому посту может быть  прикреплен ярлык и автоматически создается «облако тэгов».
Для удобства поиска информации по сайту имеется поисковая строка. Поиск может осуществляться по сайтам учителей, блогам и файлам в отдельности. Поиск можно осуществлять по конкретным категориям (астрономия, биология, дошкольное образование, классному руководителю и т.д.). Но, к сожалению, категории «профессиональное образование» здесь нет. Хотя много преподавателей и мастеров производственного обучения являются пользователями данной площадки.
Помимо текстовой и мультимедийной информации в блоге имеется возможность создавать свои Фотоальбомы, что отражено на данной странице.
Для отслеживания информации, которая пользуется наибольшим спросом, возле каждого файла имеется счетчик просмотров и скачиваний. Как видно, в основном посетителей блога интересует информация практического содержания (тесты, сценарии, презентации и т.п.).
Положительным моментом МУЛЬТИУРОКА можно отметить то, что помимо сетевого общения каждый блогер получает сертификат о создании личного сайта и свидетельство о публикации каждой работы.
К слову, руководителем  проекта является  Тарасов Дмитрий Александрович. Уроженец г. Могилева и выпускник Республиканского института профессионального образования 2008 года.

         Наш опыт работы над экспериментальным проектом был представлен на республиканском семинаре по теме «Технологии электронного обучения - путь к повышению качества образовательного процесса в учреждениях профессионального образования» в апреле 2017 года и на Брестской областной Ярмарке социально-педагогических проектов  в октябре 2017 года. Также материалы по данной тематике были опубликованы в международном научно-популярном журнале «Мастерство-online».
Результаты экспериментальной деятельности позволили нам сделать блог рабочим инструментом и включить этот инструмент в нашу образовательную практику. Опыт работы над блогами заинтересовал педагогов не только лицея, но и других учреждений образования.
           С 2017-2018 учебного года в нашем лицее реализуется инновационный проект «Внедрение образовательных блогов как средства обобщения и распространения положительного педагогического опыта».
         На сегодняшний день к данному проекту присоединились следующие учреждения образования:  (перечислены на слайде)
Учреждение образования «Пинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» Брестской области.
-Учреждение образования «Берёзовский государственный профессиональный лицей строителей» Брестской области.
-Учреждение образования «Мозырский государственный профессиональный лицей геологии» Гомельской области.
-Учреждение образования «Мирский государственный художественный профессионально-технический колледж» Гродненской области.
-Учреждение образования «Минский государственный профессионально-технический колледж швейного производства».
-Учреждение образования «Солигорский государственный колледж» Минской области.

Мы считаем что данный вид сетевого взаимодействия эффективен и стимулирует стремление педагогов к саморазвитию, что положительно сказывается на образовательном процессе.
Анализ проведенной ЭД не только показал необходимость продолжения данной работы, но и выявил следующие проблемы:
- на сегодняшний день главной проблемой, затрудняющей эффективное использование информационных ресурсов, в том числе огромных ресурсов Интернета, является недостаток знаний и опыта работы с современными технологиями.
Следует признать, что вопросы создания и методического сопровождения сетевых педагогических сообществ мало изучен в современной литературе и  существующая практика требует теоретического осмысления.
- «однобокое, потребительское общение» - например, большинство пользователей сводят посещение  сети только для поиска необходимой информации, просмотра файлов, скачивания, хотя блогосфера предполагает, в первую очередь, сетевое взаимодействие педагогов, ведение диалога, общение.
- недостаточная психологическая подготовка педагогов к общению в сети. Отдельные педагоги с большой неохотой работают в блоге, не желая выносить результаты своей работы на всеобщее обозрение. При этом их нежелание далеко не всегда объясняется низким уровнем работы; иногда причина кроется в неуверенности в собственных силах и заниженной самооценке. Они выражают согласие вместо записи в блоге использовать более закрытую электронную почту.
- организация сетевого взаимодействия с учащимися лицея показала, что наши дети не умеют полноценно общаться в сети Интернет, доступно и понятно излагать свои мысли или адекватно высказывать критику, а значит возникает необходимость дополнительной воспитательной работы по данной проблеме.
В перспективе хотелось бы стать участником  республиканского сетевого сообщества педагогов профессионального образования. Именно при сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных разработок, диалог между педагогами. Я не информатик, но работа над экспериментом позволила мне повысить свой уровень знаний в области информационных технологий. Я нашла в сети коллег, с которыми мы обсуждаем материалы, делимся своими наработками, что повышает качество педагогической деятельности. Работая в сети, можно проявлять собственную инициативу, участвовать в обсуждении опыта других педагогов. Ведение блога позволяет развивать креативность и быть на одной «волне» с современными подростками. Это и есть огромный стимул к самосовершенствованию и самообразованию.
И в завершении:
Что произойдет, если вы так и не станете участником сетевого взаимодействия? 
Страшного ничего не случится. В вашей профессиональной деятельности, скорее всего, всё останется без изменений.
Знакомиться и общаться со своими коллегами вы будете на редких очных встречах.
Узнавать об их профессиональных успехах будете из рассказов других.
Ваш уникальный опыт так и пролежит у вас на полке в папке много-много лет.
Вы так и не освоите новые сетевые сервисы, которые использует уже весь мир.
Приглашаем к сотрудничеству!
         







17 комментариев:

  1. Спасибо за полезную информацию!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Блоги - это классно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. В самом деле, очень интересная форма общения среди педагогов в сети Интернет.

      Удалить
  3. Отличная идея! Действительно, педагоги, долгое время работая в одном учебном заведении, могли бы черпать идеи у своих коллег. Это пошло бы на пользу их профессионализму. А значит, и на пользу учащихся. Педагоги должны быть в тренде! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо. Да, действительно, в 21 веке без общения в сети жизни нет!)))

      Удалить

  4. Спасибо. Статья очень кстати. О наболевшем. Вижу как общается сын и его одноклассники в интернете, поражает скудность языка и то,что они это не замечают. Книги читают, но не хватает еще каких-то дополнительных знаний умений применять это в общении. Диалоги ведутся, зачастую, распространенными фразами , взятыми из интернета.
    Дети сейчас , если можно так выразиться, брошены в информационных поток интернета, благодаря новым технологиям и возможностям. Они там как и многие родители , беспомощны. Интернет наполнен всем подряд и чтобы найти "учителей и их опыт" надо очень постараться. Учат все и учат разному.
    Сообщества же блоггеров учителей найти гораздо легче, чем одного человека. Желаю вам реализации поставленных вами задач,развития блогов и их сообществ. Во благо нашего общества, в защиту и поддержку развития в человеке человеческих качеств.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за информацию. Очень хорошая идея для педагога вести блог.Обязательно порекомендую своим коллегам создать блоги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дзякую! Запрашаю ўсіх да актыўнага супрацоўніцтва на старонках блога!

      Удалить
  6. Спасибо за интересный материал. Очень актуален вопрос, затронутый в данной статье.

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дзякую ўсім чытачам майго блога за падтрымку і запрашаю да супрацоўніцтва!

      Удалить