4-5 апреля 2017 года в г.Ивацевичах Брестской области на базе УО
"Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного
производства" состоялся республиканский семинар «Технологии электронного
обучения - путь к повышению качества образовательного процесса в учреждениях
профессионального образования»,
в котором я принимала участие и представляла экспериментальный
проект с выступлением "Блог как компонент информационно-образовательного
пространства".
Блог как
компонент
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА
Факадей
Т.С., преподаватель учреждения образования «Пинский государственный
профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»
Человек в XXI веке, который
не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни
читать, ни писать.
Академик В.М.
Глушков
24 июня 2013 в нашей стране была утверждена Концепция информатизации
Республики Беларусь на период до 2020 года. Основные цели Концепции:
- создание равных возможностей получения
образовательных услуг вне зависимости от места проживания и обучения с
использованием ИКТ (информационно-коммуникационные технологии);
- формирование личности, адаптированной к
жизни в современном обществе.
Для
достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:
- обеспечение доступности качественных
образовательных ресурсов и услуг;
-
эффективное вовлечение в образовательный процесс средств информатизации, как в
учреждении образования, так и дома;
- развитие
у обучающихся мотивации к получению знаний, непрерывному самообразованию
посредством использования современных ИКТ;
Для
решения поставленных в Концепции задач учреждениями образования формируется
информационно-образовательное пространство. Это пространство, предназначенное
для обеспечения взаимодействия между участниками образовательного процесса
посредством ИКТ. Современное информационно – образовательное пространство может
формироваться из следующих компонентов:
- сайта
учреждения образования,
- блогов участников образовательного процесса,
- участия
в социальных сетях,
-
использования Skype-технологий,
-
использование электронной почты и др.
По
последним данным уже каждый третий житель нашей страны старше 16 лет –
пользователь Интернета. Также растет численность людей, получающих информацию
исключительно посредством глобальной сети. Таким образом, на сегодняшний день
можно говорить о широком распространении интернет-технологий среди населения.
Одним из
современных явлений в Интернете являются блоги, поэтому подробнее остановимся
на них.
Блог –
веб-сайт, содержимое которого формируется через регулярно обновляемые записи
(посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны
недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном
хронологическом порядке. Главная особенность блогов заключается в общении между
посетителями и автором. Блог легко создается, а возможность заполнения с мобильных
устройств делают его доступным.
Такие
понятия, как блог, блогер, блогосфера все чаще находят отражение в
образовательном процессе. Людей, ведущих блог, называют блогерами. Совокупность
всех блогов Сети принято называть блогосферой. Блог является одной из новых
форм взаимодействия субъектов образовательного процесса. Инновационный
потенциал деятельности по использованию блогов в образовании чрезвычайно высок.
Блоги, особенно профессиональные, учительские, сравнительно новое явление в среде
педагогов. Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные
возможности открываются как для них самих, так и для других участников и
читателей их блога.
В
настоящее время особенность блогов заключается не только в структуре записей,
но и в простоте добавления новых записей. Пользователь просто
обращается к веб-серверу, проходит процесс идентификации пользователя,
после чего он добавляет новую запись к своей коллекции. Сервер представляет
информацию как последовательность сообщений, помещая в самом верху самые свежие
сообщения. Структура коллекции напоминает привычную последовательную структуру
дневника или журнала.
Выделяются
следующие виды блогов:
Личный
блог педагога – блог, содержащий информацию для обучающихся (родителей),
возможность ее обсуждения, получение консультаций через Интернет. Также может
содержать информацию и для других педагогов (методические разработки уроков),
ссылки на учебные материалы, образовательные ресурсы, интернет олимпиады.
Блоги
методических объединений – служат для организации работы методических
объединений, в рамках определенного учреждения образования.
Блоги
проекта – создаются для отображения работы над определенным проектом (задачей).
Блог
учебной группы – место для общения,
сотрудничества родителей, учащихся, педагогов в рамках одной группы.
С
2015-2016 учебного года в рамках Республиканского эксперимента в нашем лицее
проводится экспериментальная деятельность по теме: «Апробация образовательных
блогов как средства обобщения и распространения положительного педагогического
опыта».
Нашим
коллективом были изучены технические возможности размещения блогов на различных
площадках, которые представлены на слайде:
Blogger
Weebly
LiveJournal
Ucoz
Multiurok
Infourok
Webnode
Jimdo
Если вы
хотите создать блог, но не хотите разрабатывать собственную платформу, то
используйте любую из «открытых» платформ, которые указаны выше. Эти варианты
предлагают множество различных функций, которые могут быть как бесплатными, так
и платными.
В процессе
эксперимента выбор остался за блогами, созданными на двух площадках: Blogger и Multiurok.
Blogger
Здесь нет
никакой рекламы. Полный доступ к коду шаблона. Можно взять самый простой
каркас, добавить несколько элементов и получить свой блог за полчаса.
Возможность вставлять любые ссылки, баннеры, видео ролики, все, что нужно.Blogger - лучшая платформа для блога с полным контролем
без рекламы абсолютно бесплатно.
В 2013
году на базе Blogger создана информационно-поисковая система «БлогоПоиск» (www.blogopoisk.ru), помогающая в поиске
информации для и о Blogger.
Плюсы
данной площадки:
- Прост и
удобен в обращении, начать вести блог на нём не просто, а очень просто. От
нажатия кнопки «зарегистрироваться» до первого сообщения у вас уйдёт не больше
минуты.
- Также вы
можете легко вставлять мультимедийный контент.
- Этот
блог действительно можно хорошо настроить под себя.
- Дает
очень много возможностей для настройки дизайна. Фактически – конструктор сайта.
Вы можете выбирать из большого количества готовых дизайнов, менять блоги.
Минусы:
-
Отсутствует какая-либо систематическая читательская аудитория. Там нет
сообществ, друзей, групп и т.д.
- При
работе на площадке Blogger нет возможности на бесплатной основе индексировать
материалы, что затрудняет поиск данного опыта работы педагога.
Рассмотрим
примеры созданных нами блогов. На данной площадке есть возможность добавлять
закладки. Мы предлагаем следующую структуру блога на данной площадке:
- главная
страница;
- об
авторе;
-
фотоальбом.
На главной
странице в хронологическом порядке размещаются записи блогера с отображением
количества комментариев каждого сообщения.
На
странице Автор обычно располагается фото, краткие сведения об блогере.
Имеется
возможность использовать навигационные элементы. Для удобства поиска информации
по блогу к каждому посту может быть прикреплен ярлык. Автоматически создается
«облако тэгов» и архив блога, в котором систематизирована вся информация
автора.
Блогер
может размещать на своей странице информацию различного содержания: текстовые
материалы, тесты, сценарии, презентации, а также в блоге возможно размещение
фотоальбомов и мультимедийных материалов.
Для
отслеживания количества посетителей на блоге установлен счетчик просмотра
страницы.
Чтобы
повысить рейтинг и определить, какие методические материалы пользуются
наибольшей популярностью, в блоге ведутся статистические наблюдения с подсчетом
количества просмотров и комментариев, а также имеется отдельная страница «Обзор
статистики», где учитываются данные просмотров страницы по периодам, сообщений,
комментариев, посещений страницы и географии пользователей.
Одним из
критериев оценки эффективности блогов является возможность обратной связи с
автором блога. Для этого на площадке вы можете использовать форму обратной
связи, которая привязана к вашей электронной почте. А так же читатели блога
могут отставлять свои комментарии к постам.
Мы
считаем, что использование большого количества дополнений, гаджетов на
страницах данного вида блога нецелесообразно.
Данную
площадку (Блоггер) можно рекомендовать к использованию педагогами для обобщения
и распространения положительного педагогического опыта. Но надеяться на большую
целевую аудиторию не стоит.
Multiurok
Вторая
площадка, которую мы рекомендуем к использованию - МУЛЬТИУРОК.
Проект
МУЛЬТИУРОК - это современная социальная сеть работников образования.
МУЛЬТИУРОК
– образовательная площадка, на которой каждый педагог может бесплатно получить
собственный сайт, делиться опытом, общаться и удобно следить за интересными
публикациями своих коллег.
На данный
момент в проекте МУЛЬТИУРОК зарегистрировано более 80 000 учителей и
опубликовано более 150 000 работ. Причем, на сайте организован удобный поиск,
что позволит Вам найти своих знакомых коллег или нужные Вам для работы
материалы.
И все это
в свободном доступе.
Если
коротко, то в МУЛЬТИУРОКЕ на данный момент Вы можете получить:
- личную
визитку с профессиональным дизайном;
- свой
персональный сайт;
-
сертификат о создании личного сайта;
-
бесплатные сертификаты о публикации каждой работы;
-
возможность найти знакомых учителей и обмениваться с ними опытом.
На этой
площадке есть возможность участвовать в вебинарах, олимпиадах, конкурсах.
Рассмотрим
примеры созданных нами блогов. На данной площадке нет возможности добавлять
закладки. Нам предлагается следующая структура:
- Обо мне;
- Блог;
- Файлы;
- Галерея;
- Активность;
- Награды.
На Главной
странице размещается обычно фото, личные данные и краткая информация об авторе
блога.
А также
отображается рейтинг блогера в данной блогосфере и место среди участников
данной площадки.
На вкладке
Блог размещаются материалы различного содержания. Здесь можно ознакомиться с
краткой аннотацией предложенных материалов и оставить свои комментарии.
На вкладке
Файлы есть возможность просмотреть
содержимое документов и при возникшей заинтересованности скачать предложенные
методические материалы, оставить свои комментарии.
Также
имеется возможность использовать навигационные элементы. Для удобства поиска
информации по блогу к каждому посту может быть
прикреплен ярлык и автоматически создается «облако тэгов».
Для
удобства поиска информации по сайту имеется поисковая строка. Поиск может
осуществляться по сайтам учителей, блогам и файлам в отдельности. Поиск можно
осуществлять по конкретным категориям (астрономия, биология, дошкольное
образование, классному руководителю и т.д.). Но, к сожалению, категории
«профессиональное образование» здесь нет. Хотя много преподавателей и мастеров
производственного обучения являются пользователями данной площадки.
Помимо
текстовой и мультимедийной информации в блоге имеется возможность создавать
свои Фотоальбомы, что отражено на данной странице.
Для
отслеживания информации, которая пользуется наибольшим спросом, возле каждого
файла имеется счетчик просмотров и скачиваний. Как видно, в основном
посетителей блога интересует информация практического содержания (тесты,
сценарии, презентации и т.п.).
Положительным
моментом МУЛЬТИУРОКА можно отметить то, что помимо сетевого общения каждый
блогер получает сертификат о создании личного сайта и свидетельство о
публикации каждой работы.
К слову,
руководителем проекта является Тарасов Дмитрий Александрович. Уроженец г.
Могилева.
В 2006
году окончил МГУ им. А.А. Кулешова в Могилеве по специальности «Физика и
Математика». А в 2008 году поступил и с отличием закончил Республиканский
институт профессионального образования в г. Минске по специальности
«Преподаватель информатики».
Данную
площадку (МУЛЬТИУРОК) можно рекомендовать к использованию педагогами как
средство обобщения и распространения положительного педагогического опыта. Здесь удобная
навигация, понятный интерфейс даже для
начинающего блогера. Данная площадка специализирована на образовании и есть
возможность активного сетевого общения с коллегами.
Анализ
проведенной ЭД показал необходимость продолжения данной работы, так как оценить
эффективность работы блогов невозможно в краткосрочной перспективе.
На
сегодняшний день главной проблемой, затрудняющей эффективное использование
информационных ресурсов, в том числе огромных ресурсов Интернета, является
недостаток знаний и опыта работы с современными технологиями.
Сетевое
взаимодействие призвано приобщать педагогов к современным информационным и
коммуникационным технологиям, это новая форма повышения квалификации педагога.
Именно при сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных
разработок, диалог между педагогами. Работая в сети, можно проявлять
собственную инициативу, участвовать в обсуждении опыта других педагогов. Не
выходя из дома, сидя за компьютером, можно общаться с коллегами. Это и есть
огромный стимул к самосовершенствованию и самообразованию.
Приглашаем
к сотрудничеству!
Комментариев нет:
Отправить комментарий